Arcul de Triumf

Триумфальная арка

В Кишиневе было три подобных Арки. Первая (не сохранилась) располагалась у места, где сейчас находится кинотеатр «Патрия» (раньше – здание Благородного Собрания). Вторая – известная всем нам Арка напротив Дома правительства. Третья Арка была там, где сейчас находится здание «Молдтелекома». Это перекресток улиц Бендерской и Штефана Великого (раньше улиц Бендерской и Александровской). Арка была построена в XIX веке в честь российской победы над турками в 1812 году. В то время это была окраина города. Во время революции Арку снесли. В 1967 году снесли двухэтажные дома, построенные здесь, и построили здание Кишиневской междугородной телефонной станции (сейчас «Молдтелеком»).
Триумфальной арке Кишинева – 165 лет!
Что объединяет Рим и Кишинев
Как мы уже писали в прошлых выпусках «Кишиневоведения», Арка Победы в Кишиневе была выстроена в честь русской армии. Сооружение было одновременно и звонницей и символом триумфа армии империи, разгромившей войска Турции.
Разрабатывал проект Арки архитектор Заушкевич. Тот за образец взял Триумфальную арку Рима. И уже в августе 1839 года наша Арка была готова. Правда, открыли ее в 1840 году – ровно 165 лет назад.
Выглядела она примерно так же, как и сегодня: строгое квадратное сооружение из тесаного белого камня в тринадцать метров высотой. Кстати, часы для нашей Арки были куплены в Австрии. Для присмотра за часовым механизмом руководство города выделяло 200 рублей в год. Причем, мастера, который должен был следить за часами, определяли ежегодно по конкурсу. Два колокола соединены с часами и звонят механически.
Каждую четверть часа звонит самый маленький колокол. Большой колокол звонит раз в час.
ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ
Колокола отливали для собора
Напомним, что в прошлом выпуске «Кишиневоведения» был опубликован материал об истории Кафедрального собора. Читатель нашей газеты, Михаил Полянский, пишет:
– «Кишиневоведение» – интересная серия. Только в последнем номере что-то напутали. А может, и нет. Разве колокола из турецких пушек отливали для Кафедрального собора. Кажется, что для колокольни… И еще. Как собор мог строиться в центре города, если только в 1877 году и после были построены уже охраняемые сегодня государством здания?
Нет, уважаемый Михаил, именно – для собора! Всего было отлито пять колоколов. Колокол-великан в 400 пудов, второй – вдвое легче, третий – в 100 пудов, четвертый – в 50, а последний, самый маленький, в 25 пудов. Отливал их в Измаиле (где и были захвачены у турок пушки, из которых отливали колокола) мастер Василий Лосенко. Чтобы колокола довезти до Кишинева, генерал- губернатор Бессарабии Воронцов распорядился даже отремонтировать дороги. Колокола довезли, но в нашем городе выяснилось, что самый большой из них не проходит в проемы окна звонницы. Тогда решено было «сделать для сего колокола особую пристройку… с тем, чтобы… под сводом оной можно было поместить колокол и городские часы».
Теперь о центре города. Кафедральный собор располагался именно в центре новой, европейской части Кишинева, строительство которой было предложено в генеральном плане города (датируется началом XIX века). Собор был одним из первых зданий этого центра. Та же часть Кишинева, которая разрасталась от Мазаракиевской церкви, уже в середине XIX века считалась «старым городом», вернее, азиатской его частью.
ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ
«Уважаемая «Комсомолка»! Внимательно слежу за вашей рубрикой и всегда отвечаю правильно, потому что хорошо знаю город. Почти всегда отвечаю вам. Но в списках верно ответивших была всего раз. Обратите внимание на работу вашей службы.
Алла Албот, Кишинев».
Уважаемая Алла! Почтовая служба республики – это не служба «Комсомолки». К сожалению, письма, отправленные нам обычной почтой, часто приходят, когда срок очередного конкурса заканчивается. Но выход есть. Просто напишите на листе бумаги Ваш ответ, имя, фамилию, и контактные данные. И отнесите этот лист по адресу: г. Кишинев, ул. Влайку Пыркэлаб, 45, – на первом этаже здания есть специальный почтовый ящик с большой надписью «КП» в Молдове.
КП в Молдове09.04.2005

http://old.kp.md/freshissue/culture/178822/

Кишиневская триумфальная арка
У этого памятника архитектуры несколько названий: Святые Врата, Арка победы, Триумфальная арка. Арка высотой 13 метров была воздвигнута в 1840 году и стала украшением центра Кишинева. Нижний уровень арки состоит из двусторонних пешеходных проходов и оформлен в коринфском стиле. Верхний уровень декорирован в классическом стиле. Под куполом арки подвешен массивный колокол весом 6,4 тонны, а во фронтон вмонтированы курантыИнтересна история создания арки. Генерал-губернатор Бесарабии М. Воронцов обратился к российскому императору Николаю I с ходатайством о том, чтоб на отлитие колоколов для кишиневского Кафедрального собора было отпущено 1500 пудов меди. И царь подарил кишиневскому собору часть турецких пушек, захваченных в качестве трофеев в русско-турецкой войне.Пушки эти находились в Измаильской крепости. Везти орудия в Москву или Киев для того, чтобы отлить из них колокола, было неудобно: на перевозку такого количества пушек по бездорожью понадобилось бы много времени и средств. Во избежание задержек и затрат было решено отлить колокола на месте, в самом Измаиле. Для этого в крепость пригласили колокольных дел мастера Василия Лосенко из Киева. Во дворе крепости соорудили плавильную печь и формы для отлития колоколов. И Василий Лосенко создал для Кишинева пять прекрасных колоколов: колокол-великан весом в 400 пудов, второй колокол в 200 пудов, третий – в 100 пудов, четвертый – в 50, а последний, самый маленький, – в 25 пудов.Тем временем по распоряжению графа Воронцова дороги, соединявшие Измаил с Кишиневом, были отремонтированы. Военное ведомство разработало наиболее удобный маршрут транспортировки гулкого груза в Бессарабию. Колокола водрузили на специально изготовленные подводы и повезли в Кишинев. Когда же они были доставлены в «белый город», выяснилось, что проемы окон звонницы собора слишком узки для колокола-великана. Тогда-то и родилась идея «сделать для сего колокола особую пристройку с тем, чтобы под сводом оной можно было поместить и колокол, и городские часы».Было решено построить арку, которая должна была стать одновременно и звонницей, и триумфальным сооружением в честь побед русских войск над турецкими, и въездом в соборный парк.Проект арки был разработан архитектором Лукой Заушкевичем, который взял за основу своего творения проект Триумфальной арки в Риме. Колокол был поднят и укреплен на еще строившейся арке 3 августа 1839 года. Большие часы были изготовлены в Австрии. Для присмотра за часовым механизмом епархиальным начальством, а позднее – городской думой выделялись 200 рублей. Эти деньги вручались одному из лучших часовщиков города, получившему почетное право взять куранты под свой контроль.
Независимая Молдова, 1998
За полгода Кишинев построил пять триумфальных арок
Арка Победы, украшающая сегодня площадь Великого национального собрания – единственный сохранившийся в столице Молдовы памятник истории и архитектуры такого рода. Триумфальные арки или ворота обычно ставили в каждом городе честь победителей и в память о важных событиях. В Кишиневе, кроме Триумфальной арки (теперь – Победы), сооруженной по проекту Луки Заушкевича в 1840 году в честь победы в Русско-турецких войнах, такие памятники строились часто. Самым “урожайным” стал 1867 год, когда городские власти за полгода размахнулись на пять триумфальных ворот.
Причиной “арочной эпидемии” стал визит 43-летней императрицы Марии Александровны. 13 июня 1867 года она с сыновьями Сергеем и Павлом направлялась на лечение в Крым, и проездом оказывалась в Кишиневе. Новость взволновала все кишиневское общество. Для отдыха августейших путешественников подобрали просторный дом, принадлежавший начальнику области и стали готовиться ко встрече. На пути царского кортежа отцы города решили установить три воздушные арки.
Первую (на улице Павловской), у Оргеевской заставы, рядом с каменным мостом через реку Бык, воздвигли на дворянский и купеческий капитал. Убрали конструкцию вензелями императрицы и флагами. Другую арку в мавританском стиле, на средства еврейской общины построили по проекту архитектора Леопольда Шейденвандта. Она состояла из четырех колонн, увенчанных башенками с позолоченными куполами. Надпись на арке гласила: “Тобой веселимся и торжествуем”. С другой стороны было начертано: “Охрани тебя Бог на всех путях!”. Арку поставили на пересечении улиц Павловской и Золотой, между домами Никопольского и Каушанского.
Третью красавицу на средства кишиневских дворян, купцов и ремесленников – разместили напротив Кафедрального собора, между домами Крупенского и Катаржи. Проект двух арок принадлежал даровитому художнику-строителю, популярному кишиневскому зодчему Александру Бернардацци. Все три памятника радовали глаз, но арка у собора вызывала у прохожих искреннее восхищение. Каждый стремился разглядеть на ажурной конструкции, построенной в византийско-русском стиле, надпись, адресованную августейшей гостье: “с восторгом зрим тебя впервые”, и с обратной стороны – “молитвы наши, Царица, сопутствуют тебе”. Самые зоркие умудрялись прочитать еще два слова – “гряди с миром”.
13 июня с полудня улицы и площади (особенно Соборная) стали заполняться народом. Поглазеть на царских особ приехали даже жители из близлежащих сел. Все окна, балконы, крыши домов, находящиеся по маршруту прибытия царской семьи, уже были заняты. Между арками выстроили воспитанниц женских пансионов и гимназии. Одни девушки стояли в форменных платьях с букетиками цветов, другие – в белых нарядах с венками на завитых головках. К их ужасу, в три часа вдруг хлынул дождь, который прекращался и возобновлялся пять раз! Но ни промокшие барышни, и никто другой не оставили своего поста. В четыре часа императорский кортеж въехал в Кишинев. Многотысячное “ура” прокатилось по городу. На ступенях Кафедрального собора императрицу с сыновьями встретил архиепископ Антоний. После короткого молебна, он напутствовал путешественников образом чудотворной иконы Гербовецкой Божьей Матери. Из собора Романовы направились в дом, откуда они после небольшого отдыха направилась в Одессу…
Через пять месяцев, 25 октября царская семья тем же маршрутом возвращалась из Крыма в Санкт-Петербург. За это время городские власти кроме четырех прежних арок, поставили еще две, их тоже спроектировал Александр Бернардацци (фото не сохранилось). В этот раз Мария Александровна прибыла в город в восьмом часу вечера. Блистательная иллюминация триумфальных ворот, бледноватые лучи месяца освещали необыкновенно нарядную центральную площадь, запруженную народом. Появление лихих молодых всадников с факелами, сопровождавших элегантный экипаж императрицы – все это горожанам напоминало театральное зрелище. Каждый ожидал продолжения.
Вот высочайший поезд остановился у губернаторского дома. На пороге августейшую гостью встречает хлебом-солью городской голова с депутатами от разных городских сословий. И хотя потом двери за гостями закрылись, горожане продолжали стоять под ярко освещенными окнами губернаторского дома. Спустя несколько часов, когда все официальные визитеры разъехались, уставшая Мария Александровна подошла к окну. Сотни людей, терпеливо ожидавших ее появления, радостно приветствовали ее. От сотни приветливых улыбающихся незнакомых лиц, у всегда сдержанной уроженки немецких земель, заблестели глаза…
Русскую императрицу Марию Александровну в девичестве звали Максимилиана- Вильгельмина-Августа-София-Мария. Именно ее историки считают одной из самых обаятельных женщин в династии Романовых. В Россию 16-летняя дочь герцога гессен- дармштадского приехала веселой и влюбленной. Цесаревич Александр, будущий император, путешествуя по Западной Европе разыскал этот редкий цветок. Влюбился и женился на Марии. Несмотря на высокий рост и стройность, она была очень худенькая и хрупкая и выглядела моложе своих лет. Один из современников отмечал в императрице то особое изящество, какое можно встретить в мадоннах Альбрехта Дюрера, на старых немецких картинах. Через всю свою жизнь она пронесла чувство благоговейной, беззаветной любви к мужу. Мария Александровна пережила шесть покушений на Августейшего супруга, долгие годы жила в тревоге за него и детей.
Она посвятила свою жизнь благотворительности и заботам о женском образовании. Возглавляла огромное благотворительное ведомство Мариинских гимназий и воспитательных учреждений. Создавала женские епархиальные училища, ремесленные школы для мальчиков и школы рукоделия для девочек, открывала сиротские приюты. В Санкт-Петербурге она основала крупнейший в России театр и балетную школу. И школа, и знаменитый театр полностью содержались на средства императорской семьи и лично Марии Александровны… Во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов она открыла первое в России отделение Красного Креста и организовала много военных госпиталей.
… Слабое здоровье вынуждали императрицу по нескольку месяцев в году проводить за границей или в Крыму. В 1860 году по указу царя для Марии Александровны было приобретено имение в Ливадии, куда она ездила несколько раз. Но болезнь сердца и чахотка прогрессировали, в 1880 году 56- летней государыни не стало… Память об этой незаурядной женщине живет в имени одного из известных театров мира – это санкт-петербургская Мариинка. В Кишиневе след великой княжны сохранили лишь старые открытки, на которых изображены изящные и легкие триумфальные арки.
Владимир ТАРНАКИН Татьяна СОЛОВЬЕВА

http://www.ko.md/view_article.php?issue_date=2008-09-25&issue_id=642

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s