Istoria transportului orăşenesc. Transport auto

Автомобильный транспорт

В начале XX века произошло зарождение автомобильного транспорта в России, в основном это коснулось южных и западных губерний. В Бессарабии развитие автомобилизма во многом сдерживалось бездорожьем, хотя по количеству шоссейных и мощенных дорог Бессарабия была среди других губерний России не последней. Первые дороги с твердым покрытием, как и все главные достижения цивилизации, появились в городах. В городах же зародился наземный транспорт вообще и автомобильный в частности. В те годы автомобилями владели в основном состоятельные люди и служили они, как правило, развлекательным целям. Первое десятилетие нынешнего века следовало бы назвать «бензино-моторным». Дымящее детище века было водружено на первые автомобили — «самодвижущиеся кареты», чьи фотографии сейчас вызывают улыбку не только у автомобилистов. Оно позволило построить первые летательные аппараты тяжелее воздуха — аэропланы, чьи прыжки в воздух, а не полеты, вызывали тогда такую же сенсацию, как нынешний выход человека в открытый космос. «Автомобильному» увлечению куда больше лет, чем «аэропланному». Это увлечение набирало силу рывками. Но постепенно захватило всех. Сергей Исаевич Уточкин, кумир Одессы, знаменитейший в России яхтсмен, велогонщик, тотчас пересел на автомобиль. (Впрочем, стоило появиться первым аэропланам, как он забросил автомобиль и стал одним из пионеров русской авиации, стяжав на этом поприще та кую же славу, как на всех предшествующих). Автомобильная горячка «поразила» и Кишинев. В тишайшей бессарабской столице тоже появились свои поклонники автомобилизма. Разумеется, ими могли стать лишь люди состоятельные. И как они вкладывали свои средства в породистых рысаков, заводили конюшни, участвовали в бегах, так и в 1908—1910 гг. стали приобретать механических «лошадей» и строить для них конюшни-гаражи. В февральском номере журнала «Спорт и наука» №9 за 1909 г. автор этих строк натолкнулся на заметку «Автомобильное сообщение Кишинев-Костюжены”, где сообщалось о первых такси и автобусах в Кишиневе. Их завел местный спортсмен и любитель автомобиля; крупный бессарабский землевладелец М. Ф. Суручан. Заметка как заметка, ничего вроде бы из ряда вон выходящего в этом факте: автомобиль уже тогда по афористическому лозунгу Остапа Бендера был не роскошью, а средством передвижения. Но далее сообщалось нечто такое, что заставило выделить эту заметку. Дело в том, что владелец М.Ф. Суручан учредил в Кишиневе автомобильный гараж и стал первым в России организатором регулярного автомо-бильного пассажирского движения между городом и селом. И автор заметки сетовал на то, что его примеру не последовали в ближайшей Одессе, где больше автомобилей. Журнал напечатал и снимки. В Бессарабии организаторам первых автобусов и такси пришлось в те годы начать борьбу с извозчиками за сферы влияния. Ибо, как писал журнал «шестнадцать верст, по ровному и хорошему шоссе они (автобусы — их в гараже Суручана было два) пробегали очень быстро». Указана и такса за проезд: «цена одного пассажирского места 25 копеек» (извозчики, по свидетельству старожилов, требовали полтину). На втором снимке — легковые автомобили “Берлиет” и «Де Дион Боутон». Последите, как говорится в заметке, «предназначены для найма по соглашению». Тогдашние такси были без «шашечек» и зеленого огонька. Итак, первые в России автобусы и легковые такси появились в Кишиневе. До появления автобусов перевозки пассажиров, Бессарабии осуществлялись на переоборудованных грузовых ав-томобилях “Уайт”. Эти автомобили собственностью одного из первых шоферов Бессарабии Николая Христофоровича Михайлова. Кстати, этот старейший автомобилист в 1908 г. дал возможность кишиневцам впервые увидеть легковой автомобиль «Берлиет», который он перегнал из Одессы для крупнейшего бессарабского помещика П.Синадино и несколько лет был у него личным шофером. При беседах в шестидесятых годах Н. X. Михайлов вспоминал: «П. Синадино степенно выходил из своего дома и подходил к автомобилю. Сразу в него не садился, а самодовольным взглядом скользил по изумленным прохожим, никогда еще не видавшим диковинного аппарата, и только потом взбирался на машину. Восторги публики помещик относил, понятно, на свой счет». Но жизнь распорядилась так, что в истории развития автомобилизма в Бессарабии было вписано не имя помещика П. Синадино, а того неприметного шофера, который сидел за рулем первой в городе машины … Н. Х Михайлова. Потом Н. X. Михайлов продолжил разговор: «Мне много раз доводилось видеть «живые» автомобили, бегающие по улицам Кишинева в те далекие годы, и я всегда подолгу глядел им вслед с каким-то необъяснимым смятением в душе. Словно та далекая «самодвижущая карета» вторглась в сегодняшний день, путала мои карты и увлекала мои мысли к первым страницам истории автомобильного транспорта». Первым водителям, в те годы приходилось нелегко. Отношение к автомобилям было настороженным, если не сказать, враждебным. Водителей обязывали предприни -мать все для_того, чтобы лошади не пугались автомобиля, а в дождливую погоду езда со скоростью более шеcти вepст в час вообще запрещалась. Словом, первые правила дорожно-го движения в Кишиневе состояли почти из одних ограничений и запрещений. С увеличением количества автомобилей в Бессарабии, возникла необходимость подготовки шоферов, первое время их обучали частным образом за определенную плату, но потом стали организовывать курсы. Газета «Бессарабская почта» 19 апреля 1923 г. поместила объявление о наборе на постоянно действующие курсы по подготовке шоферов, где “сообщалось, что теоретическими занятиями руководит городской инженер М. И. Подоба, а практические работы в мастерских и езда на автомобиле ведется под личным руководством директора гаража К. Я. Балиоз». При этих курсах были свои собственные ремонтные мастерские, которые по «самым минимальным ценам принимали в средний и капитальный ремонт автомобили и двигатели внутреннего сгорания многих заграничных марок». А в 1926 г. эти курсы продолжали работать при центральном гараже «Дженром. Задача курсов состояла в том, чтобы дать будущим шоферам первоосновы знаний по специальным дисциплинам и практические навыки по вождению автомобилей. По окончанию курсов учащиеся получали аттестат на звание шофер-механик и право работать по специальности. И хотя подготовка этих кадров оставляла желать лучшего, это тем не менее, была сила, способная сдвинуть дело автомобилизации с места. В уездных городах Бессрабии, в том числе и в Кишиневе, постепенно стали появляться и заправочные станции, которые обеспечивали владельцев автомобилей бензином и массами. Горючее отпускалось за наличный расчет и на руки выдавалось квитанция, и которой указывалась цена на каждый вид топлива. Станции работали все дни недели, кроме воскресенья, с утра до позднего вечера, обслуживая автомобилистов. Ремонтом и обслуживанием автомобилей занимались, в основном, владельцы небольших частных мастерских, а потом появились фирмы, хотя и с довольно примитивным оборудованием. Одна из авторемонтных мастерских в те годы находилась в г. Кишиневе по ул. Александри, 18 где сейчас располагается среднее профтехучилище №7, а вторая по ул. Бендерской, 6. Таковы страницы истории развития транспорта Бессарабии тех лет.

Advertisements

2 thoughts on “Istoria transportului orăşenesc. Transport auto

  1. Publicăm comentariul primit de la dl Alain Delbarre, nepotul celui care a trimis în Chişinău primul transport auto în 1905.

    Like

  2. My Great Father was born in Chisinau where his father, Abraham Fokerman,
    was selling Singer sewing machines. The family left Chisinau and went to
    Paris in 1905.

    Last year I have read a post
    “chisinaul.blogspot.com/2009/08/istoria-transportului-orasanesc.html”
    (unfortunately no longer available on the net) mentionning a passenger
    car “Berliet” in Chisinau in 1908. The car was owned by the land owner
    P. Sinadino and driven by Khristoforovich Nikolai Mikhailov. I have
    understood that she was possibly the first passenger car seen in
    Chisinau in the early 1900s.

    However, I am wondering whether this car had actually been the first
    imported in Chisinau. Indeed, my Great Father used to tell me that his
    father had been sent a Renault car and her driver from Paris in (or
    before) 1905. The car rapidly went back to France because being a
    little bit frightening and because nobody was interested in. I hope you
    could have further informations.

    I thank you in advance for your help.

    Kind regards

    Alain Delbarre

    Like

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s