Istoria transportului orăşenesc. Transport electric

Все началось с конки

Невозможно представить современный город без общественного транспорта. Несмотря на то, что создает немало проблем горожанам, система общественного транспорта держится на плаву, умудряясь даже развиваться, увеличивать число маршрутов и пополнять машинный парк. И это удивительное свойство выживания в трудных условиях проявляется на протяжении почти 120 лет. История столицы – это и история общественного транспорта. В этом смысле можно утверждать, что как таковой город начался одновременно с появлением на улицах первого общественного транспортного средства. Событие это произошло в 1889 году благодаря договору, заключенному между царскими властями и бельгийским транспортным обществом. В качестве губернии Российской империи Бессарабия получила в результате сделки несколько трамваев. Вагоны двигались по проложенным рельсам, их тянули 2-3 лошади. Трамвай сразу же стал любимым средством передвижения для учащихся, студентов, граждан со скромными доходами. Богатые горожане продолжали ездить в каретах и фаэтонах. Поездка же на трамвае, как самая дешевая, постепенно превратилась в самый “демократичный” способ передвижения. Первые конки представляли собой вагоны на металлических колесах, наподобие железнодорожных. Люди сидели на скамьях и не были защищены от ветра, дождя, вьюги, пассажирам приходилось стоически выносить непогоду ради быстрого и дешевого передвижения. Но тогда существовал лишь один маршрут – по нынешнему проспекту Штефан чел Маре ши Сфынт. В 1913 году положение изменилось, кишиневский трамвай отказался от гужевой тяги и перешел на электричество. Одновременно с революционным новшеством стали комфортабельнее и вагоны. Хотя они и не отапливались, металлические стены все же не позволяли ветру проникать вовнутрь. Трамваи обслуживали горожан до 1961 геда, когда из-за производимого шума их убрали из городского пейзажа. Пассажиры сразу почувствовали потерю. К тому времени существовали четыре трамвайных маршрута, в основном по центру города: 1) ул. Т. Чорбэ – железнодорожный вокзал; 2) Центральное кладбище – ул. Армянская – железнодорожная станция Вистерничень; 3) Валя Мо-рилор – ул. Колумна; 4) Железнодорожный вокзал – круг у предприятия Топаз” (для лучшего восприятия текста исполь- зуются современные городские названия Трамваи выпускали в СССР, однако в 1957 году на улицах нашей столицы появились и несколько спаренных машин (с прицепом) производства ГДР, более вместительных, чем советские. Сегодня многие специалисты считают, что снять трамваи с улиц столицы было ошибочным решением. В больших европейских городах современные трамваи связывают отдаленные зоны, являясь самым дешевым и экологически чистым видом транспорта. Дешевым и не загрязняющим атмосферу! Это именно то, что необходимо нашей столице. Кто знает, может, найдется некое бельгийское или иное общество, которое, вложив соответствующие инвестиции, вернет трамвай на наши улицы. История кишиневских троллейбусов начинается с 1949 года. Первые машины марки МТБ производились в Москве. Они вмещали одновременно 60 пассажиров, имели более или менее комфортабельные, обитые дерматином сидения. Машин было немного, но при должном распределении, исходя из существовавших трамвайных маршрутов, они справляпись с тогдашним пассажиропотоком. Первые троплейбусы связывали Железнодорожный вокзал с Медицинским университетом (по пр. Штефан чел Маре ши Сфынт); Валя Морилор и конец ул. Пушкина; ул. Т. Чорбэ и ул. Докучаева; ул. Докучаева и мост возле цирка; ул. Индепенденцей и ул. Мирон Костин. По мере развития города сеть троллейбусных линий расширялась, достигая самых отдаленных от центра города уголков.
Какими же были первые троллейбусы? Достаточно сказать, что зимой случалось, водители уходили со смены с отмороженными ушами. Правда, и зимы тогда были морозными и снежными. Ветераны электротранспорта вспоминают о партии списанных троппейбусов, подаренных в 50-е годы москвичами нашей столице. Их устройство воистину было странным: водитель работал в полулежачем (на спине) положении, при ограниченной видимости. Ситуация улучшилась, когда троллейбусы марки МТБ были заменены на троллейбусы марки ЗИУ. Последние модели этой марки, отремонтированные и модернизированные в мастерских Управления электротранспорта, до сих пор курсируют по улицам города, являясь основой подвижного состава троллейбусного парка. Впоследние 10-15 лет наметился курс на реформирование общественного транспорта, в том числе посредством приобретения новых современных троллейбусов производства Чехии, России, Беларуси, Украины и других стран. Естественно, горожанам хочется, чтобы процесс был более динамичным, чтобы улучшение произошло сразу же. Однако наши желания не совпадают с возможностями муниципального бюджета, слишком скудного для высоких темпов развития города. И мы вынуждены соглашаться с политикой малых шагов, проводимой местными властями в области городского общественного транспорта, довольствуясь тем, что имеем: 251 км троллейбусных линий (в 1949 году, когда в Кишиневе появились первые троллейбусы, было всего 8,8 км), 328 троллейбусов (около 280 ежедневно выходит на линии), 29 маршрутов, в том числе и в пригороды. В городе три парка: № 1, созданный в 1959 году, №2 – в 1966 и №3 – в 1986-м. Общее руководство осуществляется Управпением электрического транспорта, в котором работают 3000 человек. И все это начиналось с деревянной конки и пары резвых лошадей!.. Надина ГЕОРГИЦЭ

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s