Catedrala Naşterea Domnului

Кафедральный собор

Кафедральный собор не имел отдельного прихода. В нем в дни религиозных праздников и важных событий общественной жизни собирались все православные христиане. Соборный храм вызывал особенные чувства, был “близок и дорог всему богоспасаемому городу Кишиневу”. Благоустройство храма, его внешний и внутренний облик являлись предметом постоянной заботы епархиального начальства, соборного духовенства. Но поскольку собор был бесприходным, он располагал ограниченными финансовыми возможностями. В первые десятилетия церковное помещение не отапливалось и зимой здесь архиерейская служба совершалась три-четыре раза, по большим праздникам. В начале 1860-х годов, при архиепископе Антонии, были поставлены печи, что устранило “значительное неудобство для священнодействия в зимнее время”. Благодаря частным пожертвованиям, храм пополнялся новыми иконами, серебряными ризами, церковной утварью. Однако со временем краски на иконах И фресках потемнели, позолота осыпалась, стены закоптились, производя “весьма тяжелое впечатление” на молящихся и посетителей.
В 1870-е годы архиепископ Павел обращался в городскую думу с просьбой об оказании помощи в ремонте Кафедрального собора, но тогда дума не смогла выделить нужную денежную сумму. В конце 1880-х годов журнал “Кишиневские епархиальные ведомости” драматически остро ставит вопрос о необходимости внутреннего обновления собора. “В настоящее время он не имеет того благолепного вида, какой имел он и какой должны иметь храмы Господни. Благолепие содействует расположению души и сердца к щенным даже сравнительно со многими зданиями, принадлежавшими городу и частным лицам. Противоречие между статусом главного храма Кишинева и его внутренним состоянием побуждало к скорбным размышлениям о несоответствии Кафедрального собора своему назначению, о степени религиозности кишиневцев. Стремление привлечь внимание общественности к вопросу о необходимости ремонта объясняется, по-видимому, и очевидным фактом роста городских доходов.
В 80-е годы дума серьезно занялась благоустройством центральной части Кишинева, в частности, благоустройством городского парка, Соборной площади и бульвара. Бульваром тогда назывались аллеи, шедшие вокруг Соборной площади со стороны Александровской, Губернской, бору широкие дороги -“изящно ограждены”. Заросли густой травы и кустарниковых растений, “придавая особую свежесть и прозрачность саду”, способствовали эффекту открытой панорамы соборного ансамбля.
Прибывший в начале 1890-х годов в Кишинев архиепископ Исаакий энергично и настойчиво взялся за решение вопроса о ремонте храма. Он нашел поддержку у городского головы, К.А. Шмидта, при содействии которого гордума выделила 5 тыс. руб. Кроме того, по подписному листу в короткое время было собрано пожертвований на сумму более 3 тыс. руб. Губернский инженер В.В.Цыганко безвозмездно осуществлял реставрационные работы, длившиеся семь месяцев. Стены внутри собора были облицованы под белый с розовыми прожилками мрамор. Заново были расписаны своды и купол “под лазуревый небесный цвет, украшены золотистыми звездочками и окаймлены изящными фигурами и карнизами”. Современники отмечали художественный вкус, с кото- вящение обновленного собора произошло в 1892 году в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта по ст. стилю). В статье, описывавшей это радостное событие, “Кишиневские епархиальные ведомости” указывали на особую значимость возвращения храму “благолепного вида” в то время, “когда везде появляется и развивается сектантство, не признающее внешней обрядовой стороны религии, а за границей усиливается даже полное неверие”. Высказанной в статье надежде на скорейшее наружное благоустройство собфа суждено было сбыться через 20 лет.
Следующий значительный ремонт Кафедрального собора был произведен в 1912-1914 гг. при архиепископе Серафиме (в сан архиепископа был возведен в мае 1912 г.). Еще в 1908 году, по назначении на кишиневскую кафедру, преосвященный Серафим “почувствовал нравственную неудовлетворенность внутренним видом” храма и решительно вознамерился отреставрировать его. В соборной кассе денег не было. Не нашлось и крупных благотворителей. Между тем приближалась 100-летняя годовщина присоединения Бессарабии к России, встретить которую, по мысли преосвященного, было “нельзя без совершенного обновления” собора. Полагая, что “забота о драгоценном народном памятнике” является обязанностью не только Кишинева, но и всей Бессарабии, он в сентябре 1911 года обратился к своей пастве с просьбой “поддержать начатое столь необходимое и важное дело”. “Обращаюсь к вам, отцы, братья и сестры Бессарабской церкви,за помощью! – говорилось в воззвании. – Вы всегда отличались любовью к храмам, и в такой исторический момент, я уверен, что не откажете нам в посильных жертвах”. Приводился перечень необходимых по собору работ: новый . пол из плиток, новая роспись стен и купола, новые иконостас и иконы, расширение внутреннего пространства.

Ольга ГАРУСОВА, Владимир ТАРНАКИН

Кишин. новости
Advertisements

One thought on “Catedrala Naşterea Domnului

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s