Istoria Cimitirului evreiesc

История кишиневского еврейского кладбища

Корреспонденты «КП» в Молдове узнали интересные факты из истории одного из древнейших кладбищ столицы
В местах еврейских поселений, на окраинах городов и местечек, всегда существовали кладбища или так называемые погребальные братства. неразрывна с нашим городом. О ней нашему корреспонденту рассказала Наталья Шикун, заместитель генерального директора благотворительного фонда, под охраной которого и находится кладбище.
Парк «Алунел» на территории кладбища
В конце XVIII века еврейское кладбище располагалось у реки Бык, а улица, которая тянулась к реке, называлась Кладбищенская. Дата образования «нового» погоста или, скажем, нынешнего точно не установлена. Но можно предположить, что он уже был в 1812 году. Он располагался между селами Боюканы, Вистерничены и дурлештской дорогой, занимая всего 6 десятин. Первый памятник на кладбище – Абраму Тезенгаузу.
Сегодня кишиневское еврейское кладбище расположено на ул. Милано и занимает 11 га, здесь – более 40 тыс. могил.
Интересно, что в 1958 году, в связи с реконструкцией столицы, часть еврейского кладбища была отведена под разбивку парка «Алунел». На земле, где покоятся евреи, в 1961 году были построены теннисный корт и несколько жилых домов. А чтобы утешить родственников, им предложили перезахоронить останки. Кто-то согласился. Но большинство памятников по неизвестным причинам оставались бесхозными. Ничейные надгробия вандалы использовали в качестве стройматериалов.
В 1978 году кладбище закрыли, но спустя 15 лет на нем снова можно было хоронить. Правда, хоронят здесь теперь крайне редко, последние похороны были шесть лет назад, в декабре 2000 г.
«Да будет душа его связана в узле вечной жизни»
Кроме стел, на еврейском кладбище установлены и саркофаги. Над могилами наиболее уважаемых людей по национальному обычаю устраивают подобие шатра, и внутри него горят свечи. По священному писанию иудаизма, стены должны быть обращены к востоку. Некоторые из них сохранили былую красоту, но чаще всего это повалившиеся, разрушенные плиты. Здесь среди древних могил можно увидеть удивительную графику надписей и изображений. Чаще всего на плитах встречаются изображения льва, цитрусового плода, птицы, кувшина для омовения…
Только в Молдове существовала традиция, когда надпись на камне по воле покойного выполнялась сыном. Эпитафия на стелах состоит только из имени, фамилии и единой надписи «Да будет душа его связана в узле вечной жизни».
Кто они – 40 тысяч покойных?..
Среди евреев, захороненных здесь, много мучеников. Это и жертвы погрома 1903 и 1905 годов, и 400 евреев, расстрелянных во время немецко-румынской оккупации и погибших в кишиневском гетто. Конечно, евреев в Бессарабии оккупанты уничтожили в сотни раз больше, просто единицы из погибших были захоронены по-человечески…
Кстати, немцы и их союзники – румыны расстреливали людей и на этом кладбище. Есть сведения, что здесь была расстреляна группа молдавских антифашистов. Доказатель-ством тому служит железная дверь, на которой до сих пор сохранились пулевые пробоины…
…А еще, помимо разнообразных надгробных плит, можно встретить и могилу, заваленную камнями, – оказывается, это своеобразный знак почета. У евреев нет обычая поклоняться надгробным плитам, они служат лишь для обозначения. А вместо цветов на могилу приносят камушки. По количеству камней можно судить о том, насколько уважаемым был человек.
КСТАТИ
На кладбище собрали 19 кг шприцев!
Здесь отдыхала молодежь, прячась от глаз полиции, да и наркоманы нашли себе на кладбище притон. При уборке кладбища с мусором было вывезено 19 килограммов использованных шприцев. Затем были приглашены волонтеры и школьники из еврейских школ для расшифровки и перевода надписей на надгробиях. После этого были приглашены геодезисты, которые составили план с обозначением каждой могилы. И занесли данные в книгу «Дом вечности». Книга была написана и издана благодаря фонду «Dor le Dor», что в переводе означает «Поколение поколению». С помощью этой книги родственники без труда отыщут могилы своих родных.
С тех пор, как кладбище находится под охраной, хулиганам редко удается что-то разрушить, поломать или украсть. В 2005 году было два случая, когда на кладбище были разбиты и изуродованы могилы. Через пару месяцев еще три памятника были испорчены, еще через несколько месяцев пострадали 30 могил и 23 надгробных плиты. Руководство фонда до сих пор не может восстановить уничтоженные могилы.

КП в Молдове 04.03.2006
http://old.kp.md/freshissue/culture/194606/
Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s