Scriitorii Henri Barbusse şi Nikolai Garin-Mihailovski la Chişinău

Barbusse Henri = Барбюс Анри

Французский писатель и общественный деятель. Член Французской компартии с 1923. Сын литератора. Окончил литературный факультет Сорбонны. Его сборник стихов «Плакальщицы» (1895) и роман «Ад» (1908) окрашены глубоким пессимизмом. Во время 1-й мировой войны 1914—18 Б. ушёл на фронт добровольцем. В 1916 опубликовал роман «Огонь», который писал на фронте. В нём он дал правдивую картину военных будней, показал фронтовиков, начинающих задумываться над сущностью войны; его герои приходят к выводу о необходимости повернуть оружие против виновников империалистической бойни. После выхода романа «Ясность» (1919, первый русский перевод под названием «Свет», 1920) о конторском служащем, который в рядах армии проникается сознанием преступности империалистической войны, В. И. Ленин писал: «Одним из особенно наглядных подтверждений повсюду наблюдаемого, массового явления роста революционного сознания в массах можно признать романы Анри Барбюса: «Le feu» («В огне») и «Clarte» («Ясность») (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 106). Великая Октябрьская социалистическая революция в России оказала огромное влияние на жизнь и творчество Б. Он активно выступал в защиту Советской республики против иностранной интервенции. Организованная им международная группа «Кларте» (1919) сыграла большую роль в сплочении антиимпериалистических сил художественной интеллигенции; опубликована книга «Свет из бездны» (1919), сборник статей «Слова бойца» (1920), содержащие призыв к свержению капиталистического строя.
.
Garin-Mihailovschii Nicolai = Гарин-Михайловский Николай
Русский писатель служил на молдавской железной дороге. Как и многие русские писатели, побывал в Бессарабии в конце XIX века литератор и одновременно инженер-путеец, Николай Гарин-Михайловский. Читающей публике он известен по повестям «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты» и «Инженеры».
– Прожил он жизнь не зря, – говорил о писателе – железнодорожнике другой, более известный писатель, Максим Горький.
Кстати, как инженер, Гарин-Михайловский начинал именно в наших краях. Ему, тогда молодому студенту Института путей сообщения, в 1876 году предложили пройти практику на одной из железных дорог. Он выбрал дорогу в Бессарабии, а специальность – кочегар паровоза. Позже Гарин-Михайловский написал об этом несколько рассказов.
Спустя несколько лет писатель, ставший уже инженером-путейцем, вновь оказался в Бессарабии. Здесь, в стратегическом центре войны за освобождение народов Балкан от турецкого ига, которую вела Россия, строилась железная дорога Бендеры – Рени – Галац. Гарин – Михайловский ее и строил…

КП в Молдове 03.12.2005
http://old.kp.md/freshissue/culture/188347/

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s