Bulevardul Dimitrie Cantemir

С именем Дмитрия Кантемира связано несколько мест в Кишиневе. Как и в советское время, это гордое имя носят проспект и площадь столицы некогда цветущей Молдавии. Правда, сейчас это совсем другой проспект и совсем другая площадь.

В 1957 году в Городском саду на Аллее классиков молдавской литературы был установлен бюст Кантемира работы скульптора Н. Горенышева. В 1973 году в честь 300-летия со дня рождения великого сына Молдавии улица Дубоссарская, что на Старой почте, была названа проспектом Дмитрия Кантемира. В свое время она носила имена сначала Хотинской, а потом Оргеевской дороги. В 90-е годы ей было возвращено одно из исторических названий. Сегодня Оргеевская дорога (Calea Orheiului) – одна из главнейших магистралей столицы, по которой в начале XXI века, наконец-то, пущен троллейбус.

История этой улицы уходит в глубокое средневековье. Уже в середине XIV века по ней проходил Большой путь между Шехр ал-Джедидом и татарским городом на месте современных Костешт в Яловенском районе. У современных Вистерничен дорога пересекала реку Бык (в то время, очевидно, Бююк – что означает “большой”), а сразу за мостом – Молдавский путь – торговую дорогу из Сучавы в Тягянякяч (таможню на Днестре).

С тех давних времен осталось нам имя нашего славного города. Именно над этим важным перекрестком на Мазаракиевской горе возвышался “Акбашев Кешенев”, что можно расшифровать, скорее всего, как беловерхий замок. Кесене – по-персидски – замок, дворец. Татары, а после них и турки, пользовались фарси наряду с арабским как официальным языком. Шехр ал-Джедид на фарси значит Новый город, а Бендеры – город-порт. В конце XIV века эти земли вошли в состав Молдавского княжества, в документах которого встречается первое письменное упоминание о Кишиневе как о поселении.

В 1981 году в честь Дмитрия Кантемира была названа площадь в Вистерниченах на стыке проспекта, скоростной автотрассы и Петриканской улицы. Среди важных исторических событий ее истории следует отметить расстрел редактора газет “Бессарабский коммунист” и “Болшевикул басарабян” Павла Ткаченко в 1926 г.

Сегодня имя Дмитрия Кантемира носит проспект между улицей Измаильской и площадью К. Негруцци (некогда площадью Г. Котовского). Возник этот проспект совсем недавно в ходе перестройки старого кишиневского района Гуцулевка, от которого теперь уже ничего не осталось. А когда-то тут, в районе вокзала, жили сотни гуцульских семей. Теперь здесь возвышаются молдавские небоскребы, в том числе самый бесконечный долгострой.

Сама улица на проспект не очень похожа, скорее на столь же бесконечные торговые ряды. Но городские власти обещают исправить ситуацию, превратив ее в настоящий проспект, который соединит Скулянку и Мунчешты. Однако для этого придется снести историческую застройку в Старом городе, вероятно, и некоторые памятники архитектуры пушкинских времен, возможно, даже Харлампиевскую церковь. Чего там, благо прецеденты были.

Еще в советское время. Бывшая площадь Фрунзе (до 1981 г. – Чернышевского) уже носит имя Дмитрия Кантемира. Проект таков – проспект готов…

“Философ среди королей и король среди философов” Дмитрий Константинович Кантемир – великий молдавский ученый, энциклопедист, писатель, просветитель и политический деятель. Родился 26 октября 1673 года в Яссах. Семья Кантемиров славилась знатными выходцами.

В 1685-93 гг. на молдавском троне отец Дмитрия – Константин Кантемир. Дмитрий именуется господарем молдавским с 19 марта 1693 года. Уже 8 апреля срок его царствования истек. Но Дмитрий еще вернется на молдавский трон. С 8 декабря 1695 по 14 сентября 1700 страной управляет Антиох Кантемир, брат Дмитрия.

С ранних лет Дмитрий уделял большое внимание учебе. Изучал богословие, латинский, греческий и церковно-славянский языки. В Константинополе, являясь заложником (1688-91), а потом представителем своего брата при Порте, как пишет румынский историк К.Михэеску-Грую, “любознательный принц проводил свою ссылку не в интригах и лени, как делали другие, а углубившись в знания”. В Патриархальной православной академии он изучал философию, логику, богословие, географию, историю, музыку, медицину, европейские и восточные (турецкий, персидский, арабский) языки.

Уже в 1698 г. в Яссах на молдавском и греческом выходит первая философская работа Кантемира “Диван, или Ссора разума с миром, или Разделение души и тела”. В 1705 г. “Диван” переведен на арабский язык. Этой же тематике посвящен и труд, написанный в 1700 г., “Образ священной науки”. В следующем году выходит трактат по логике “Универсальная физика Яна Гельмонта” (голландского естествоиспытателя XVI-XVII веков, который ввел в науку термин “газ” и впервые поставил опыты по изучению питания растений).

В 1705 г. Кантемир пишет “Иероглифическую историю” – первый молдавский роман. За год до этого появляется трактат по теории музыки. А в 1709 г. ученый заканчивает работу над системой нотного обозначения восточной музыки.

19 сентября 1710 г. Порта определяет на молдавский престол нового господаря, который “приехал в Молдавию в большой спешке с экстренной почтой для выполнения многих поручений императора, потому что тогда нарушился мир между Россией и Турцией”. Однако новый господарь иначе определяет свои политические взгляды. 13 апреля 1711 г. заключается тайный Луцкий договор с Петром I Романовым, согласно которому “царь берет под свое покровительство Страну Молдавскую и ее народ”.

Договор был обнародован, как только русские войска вступили в Молдавию, в Сороках. Но неудача русско-молдавской армии в Прутском походе (проигранная 22 июля 1711 г. Станилештская битва) заставляет Кантемира покинуть родину.

По приглашению Петра Великого молдавский господарь переезжает в Россию, становится советником императора. Ему даруется титул князя. Вдали от Молдавии Кантемир развивает бурную научную деятельность. В 1714 году он избран членом Берлинской академии. Написанная в 1714-16 годах “История Оттоманской империи” на латинском языке и переведенная в 1734-35 на английский, в 1743 – на французский, а в 1745 – на немецкий языки, в течение столетия служила главным источником информации о Турции для западных стран.

Одними из наиболее ценных считаются исторические произведения Кантемира: “Жизнь Константина Кантемира” (1716-17), “Хроника стародавности романо-молдо-влахов” (1717), “Происхождение Кантакузинов и Брынковянов” (1718).

Ценнейшим памятником искусства и науки стала монография Кантемира, посвященная своей родине. “Описание Молдавии”, созданное по просьбе Берлинской академии в 1716 году, содержит первые комплексные труды по географии, этнографии, истории, политике. Впервые напечатана в гамбургском “Журнале для новой истории и географии” в 1769-70 гг. На молдавском языке выходит в 1825 г. в Нямецкой лавре. В 1879 г. печатается в Москве на русском языке. Также на русском языке в 1722 г. написана “Система магометанской религии”.

В 1722-23 гг. Дмитрий Кантемир участвует в Персидском похода Петра I. Молдавский ученый и просветитель скончался 21 марта 1723 в городе Дмитриевка ныне Орловской области Российской Федерации. Был похоронен в Москве. В 1935 году прах великого молдавского господаря и русского князя перенесен в Яссы, где и сегодня покоится в соборе Трех Святителей.


Время. – 2003. – 08 августа.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s