Эпоха и новая трактовка родословия Кантемиров

Эпоха и новая трактовка родословия Кантемиров
Семь колен Кантемиров. Этимология слова Кантемир
Историю родичей Д.Кантемир (1673-1723) в своей работе об отце рассматривает до седьмого колена. Это подтверждается архивными материалами. По его словам, этими коленами являются: Теодор 1-Григоре-Иван-Василе-Нистор 1-Теодор 11-Кантемир. Но схема эта – выдуманная, не получившая никакого подтверждения архивными материалами.

Автор утверждает, что Теодор 1 жил в 1435-1500 гг. Изучение демографических процессов той эпохи свидетельствует, что редко кто тогда достигал возраста 50 лет. Древние предки Кантемиров были кочевниками, обитавшими в весьма тяжелых социально-экономических условиях.

Возникает и такой вопрос: почему у автора все родоначальники имели греческие, славянские или романские имена, а его отца называли тюркским словом Кантемир («железный хан»)?! Имя Константин он получил только после вступления на трон (15 июля 1685) молдавского господаря.

В действительности родоначальниками древних родичей Д.Кантемира по мужской линии были: Едигей-Мансур (сын Едигея, в 1428 г. в Крыму был предводителем войск) -Дивей (умер в 1575 г.) – Араслан (Араслан Дивей;в 1594 г. был в походе в Венгрии) -Арасланоглу Кантемир – Константин Кантемир (1627-1693 гг.). В архивных материалах дед Д. Кантемира-Кантемир Арасланоглу (араслан-лев, оглу-сын) – проходит и как Кантемир Дивей. Он упоминается также как предводитель буджакских ногайцев. Д.Кантемир пишет о своем родственнике по имени Бака мурза, которого Константин Кантемир называет «размножителем» династии Кантемиров.

Архивные материалы свидетельствуют, что в одно время правителем аккерманских ногайцев был некий Бакай (Бака), который весной 1541 г. во главе своих ногайцев участвовал в походе на Русь. По утверждению авторов «Исламской энциклопедии», Бакай был внуком Едигея и правил мангытами (ногайцами). Если исходить из того, что в 1541 г. Бака имел 20-25 лет, то он мог быть сыном Дивея, а Кантемиры до Дмитрия действительно состояли из семи колен и имели титул мырза (мирза,мурза).

Не подтверждается архивными материалами и утверждения Г.Байера и других исследователей то, что первым «пришельцем» рода Кантемиров в Молдову был Теодор 1, «получивший от Штефана чел Маре в правление сначала Килийскую и Измаильскую области, а затем три поместья в Фалчинском уезде и правление над всей Кодрянской областью». Высказывания Д.Кантемира и Байера «о даре Теодору 1 трех сел» румынский историк П.Панаитеску называет невероятной теорией и фальшью. В период правления Штефана чел Маре на карте Молдовы этих сел и вовсе не было, отмечает ученый. И утверждения о принятии мифическим Теодором 1 христианства при правлении (1457-1514) Штефана граничат с областью фантазии. Абсолютно большая часть Больших ногаев, а также Мансуров, из которых вышли предки Кантемиров, тогда обитала на берегах Волги.

Древние родичи Дмитрия Кантемира могли оказаться в Буджаке после захвата в ноябре 1538 г. султаном Сулейманом 1 Тигину, названную османами Бендерами. Тогда падишах «уступил» крымскому хану территорию между Бендерами и Аккерманом, разрешив ему расселить здесь десятки тысяч крымских и ногайских татар, а также небольшую часть туркмен, живших в горных районах Анатолии (Турция) и славившихся овцеводством. С тех древних времен в Буджаке, названном также Ногайской степью, сохранились топонимические названия «тюркмен мерасы-туркменские угодья» (с.Бешгёз) и «тюркмен дереси-туркменский ручей» (с.Баурчи,оба в Чадыр-Лунгском районе). С ХV1 в. Буджак был полностью заселен ногайцами под именем буджакских татар, находившихся под особым влиянием Кантемиров родов.

Утверждение Д.Кантемира о принятии Теодором 1 христианства носили сугубо политический характер. Он писал свою книгу об отце в России, и ему важно было показать христианской элите, что не только он, но и его родичи давно были православными. О принятии христианства родословием Кантемиров речь можно вести после того, как отец Дмитрия занял трон молдавского господаря и получил имя Константин. Все его предки были мусульманами-суннитами. Султанские власти в Стамбуле лояльно относились к другим религиям. Они понимали, что править христианской Молдовой мусульманину невозможно. Для Порты важно было, чтобы ей вовремя платили дань.

К господствующему классу в Ногайской орде принадлежали мурзы и султаны, владевшие аулами. Мирза (мырза, татарское – мурза) – персидское слово, сокращенно от мирзаде, что значит сын эмира, принц. Имеет два значения: первое титул членов царствующего дома, ставится после имени; второе – используется как «господин», «домнул», «чиновник», ставится перед именем. У татар, ногайцев и некоторых других тюркских народов России с Х111 в. до 1917 г. титул мирза показывал величие рода по отцовской линии. Такой титул имели крупные феодалы, главы отдельных родов и орд. В правовом отношении султаны и мурзы считались равными. Султаны вели свое происхождение от крымских ханов. Фамилии Мырзак, Мурзак, Мырзакёй (село, которое принадлежит такому-то мурзе) связаны с персидским словом мырза (мирза, мурза).

Давать прозвища людям было древним обычаям тюрков. До принятия ими ислама прозвища-имена носили названия диких зверей, птиц и вещей, выдерживающих большие нагрузки. С течением времени прозвище становилось фамилией или именем человека. Кантемир («железный хан») состоит их двух слов -кан (хан)+темир (демир) – железо. В некоторых тюркских языках переход «к» в «х» является нормальным явлением. Некоторые исследователи ошибочно считают, что «кан» в данном случае означает «кровь». В ту эпоху ислам запрещал использовать «кан» («кровь») в таком сочетании, как в слове Кантемир. Но это еще не все. Мальчики богатых и влиятельных семей проходили школу «Аталык» (ата-отец).Аталык означает опекунство и лицо, заступавшее место отца, воспитатель сыновей крымских ханов и ногайских мурз. Лицо, окончившее школу «Аталык», у ногайцев назывался «кан» («хан»). Добавим, что некоторых отпрысков видных ногайцев сразу после рождения называли «кан» («хан»). У главы Больших ногаев Уруса был сын по имени Кан. В ту эпоху в тюркском мире «процветала» болезнь давать мальчикам имя Тимура, что значит железо.
Молдавские Ведомости. – 2010. – 23 апр. (Опубликованно в 42 (1250)
Продолжение. Начало в номере 41(1249) от 21.04.2010
http://vedomosti.md/news/Epoha_I_Novaya_Traktovka_Rodosloviya_Kantemirov_7372

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s