Кишиневское мужское духовное училище

Рассадник настоящих пастырей
Кишиневская духовная семинария, открытая в 1813 году, долгое время оставалась в Бессарабии единственным учебным заведением. В 1867 году, освободившись от низших классов, она преобразовалась в среднее духовное учебное заведение. Старанием владыки Павла (Лебедева), архиепископа Кишиневского и Хотинского, радеющего о благоустройстве епархиальных духовно-учебных заведений, на углу улиц Ренийской (ныне ул. Когэлничану) и Семинарской (ул. М. Бэнулеску-Бодони) было построено новое здание для мужского духовного училища (теперь в нем размещаются факультеты Молдавского госуниверситета).
Первого сентября 1877 года преосвященный Павел лично освятил это красивейшее и самое большое здание в городе. Училище не зря отвечало самым строгим требованиям. Оно, по замыслу владыки, должно было давать не только серьезное образование, но и высокие нравственные качества. Чтобы выпускники духовного училища могли стать истинными пастырями и учителями, несущие в народ знания и дух благочестия.
Одного училищу не хватало для выполнения такой серьезной задачи – собственной церкви. Не имея домового храма, учащимся приходилось ходить в семинарскую церковь. Предлинная вереница мальчиков, одетых в разнообразную одежду и обувь, привлекала к себе немало уличных зевак. Шествие по морозу, дождю и грязи на вечерние и утренние службы, увы, влияло не только на молитвенный настрой мальчиков, но и на их здоровье. А главное – отсутствие в училище церкви лишало учащихся возможности практиковаться в богослужении – чтении и пении на клиросе, исполнении других обязанностей.
И архиепископ Павел убедил графа Дмитрия Толстого, обер-прокурора Святейшего Синода и одновременно министра народного просвещения, разрешить ему извлечь 25 тысяч рублей из доходов имений заграничных монастырей, находящихся в Бессарабии, на строительство домового храма и жилых для него помещений.
18 апреля 1879 года преосвященный лично освятил в училищном дворе место для будущей обители. Во время службы архиерей в выдолбленную между котельцами нишу вложил бутылку с прованским маслом и запиской: “Храм сей во имя Сретения Господня заложен в славное царствование всероссийского государя императора Александра II высокопреосвященным Павлом (Лебедевым), архиепископом Кишиневским и Хотинским”. (Интересно, сохранилось ли в недрах ныне действующей уютной Сретенской церкви при Молдавском госуниверситете это далекое послание?)
В 1880 году строительство домовой Сретенской церкви завершилось. Пять куполов придавали прекрасному котельцовому строению вид грандиозного монастыря. Внутреннее убранство обители не уступало его внешней красоте. Особенность иконостаса состояла в том, что на нем изображались сцены из детской жизни Спасителя. Эта идея принадлежала владыке Павлу, которую талантливо осуществил иконописец. Другой редкостью стало увековечивание памяти реальных лиц, которым училище было обязано церковью и другими благодеяниями. И в Сретенском храме висели иконы: св. Александра Невского (в честь императора Александра II), св. апостола Павла (в честь владыки Павла, кроме всего еще и ассигновавшего крупную сумму на постройку храма), св. Дмитрия Ростовского (в честь обер-прокурора Св. Синода Дмитрия Толстого, давшего “добро” на строительство). На освещении Сретенской церкви благодарность и Синодальные награды получили жители Кишинева, которые личным трудом и материальными пожертвованиями содействовали украшению училищной обители.
Особые слова были сказаны в адрес подрядчика Осипа Егоровича Гайдукова, показавшего себя мастером, чуждым жадности, которой страдают многие его товарищи по профессии. Смета на строительство составлялась в начале 1877 года, а потом грянула русско-турецкая война. Цены на материалы и рабочие руки сильно подскочили. Зная возможности училища, многие кишиневские мастера даже не стали участвовать в торгах на получение подряда. Гайдуков же, кроме исправного и своевременного исполнения договорных условий, выполнил работы на сумму 230 рублей сверх сметы…
Более ста лет Кишиневское мужское духовное училище выполняло свою благородную миссию. 1 сентября 1927 года учебное заведение упразднили. В его зданиях открылась 8-классная семинария по программе, принятой в королевстве Румынии. Кишиневское духовное училище за годы своего существования в лице своих питомцев дало Бессарабии такую ценность и духовную силу, которую трудно переоценить. Иосиф Михайлович Пархомович получил образование в духовном училище и семинарии. Потом 36 лет преподавал в родных стенах. Редактировал “Кишиневские епархиальные ведомости”, которые при Пархомовиче стали выходить вместо двух раз в месяц – еженедельно. Макарий Иванович Унтул тоже преподавал в Кишиневском духовном училище. Приняв духовный сан, стал настоятелем Кишиневской тюремной церкви. Являясь членом совета Александро-Невского братства, свой досуг посвящал религиозной опеке обитателей богадельни братства. Состоял в комиссии по переводу богослужебных книг на молдавский язык.
Кишиневское духовное училище окончил и Венедикт, архиепископ Житомирский и Овручский. Владимир Георгиевич Поляков родился в семье иконостасного мастера. После окончания Кишинёвского духовного училища и семинарии, он продолжил образование в Киевской духовной академии. Служил диаконом, священником. Был настоятелем церкви в Шолданештах. Во время Гражданской войны преподавал Закон Божий в женском епархиальном училище в Белгороде, Симферополе. В 1922 году прихожане избрали его настоятелем Александро-Невского собора в Феодосии.
В 1923 году он переехал в Кишинев. Служил в столице, потом в селе Табора. В 1927 году за выступления в защиту прав русского населения был арестован румынскими властями и выслан из страны. Скитаясь по Европе, являлся настоятелем русских храмов в Сербии, Франции, Италии. В 1930 Владимир Георгиевич добился отмены решения о высылке и вернулся в Кишинёв. Став настоятелем русской Серафимовской церкви, он продолжил активную общественную деятельность. Румынские гражданские и церковные власти пытались Полякова лишить сана, но не смогли. В 1935 году он возглавил Союз русского меньшинства в Румынии.
После вхождения Бессарабии в состав СССР в июне 1940 протоиерея Полякова назначили настоятелем Кишиневской Всесвятской старокладбищенской церкви. В годы второй мировой войны, когда город находился в оккупации, отец Венедикт тайно служа дома, молился о победе русского воинства, за что не раз арестовывался…
В 1944 году, после освобождения Молдавии, Поляков продолжил свое служение в Всесвятской старокладбищенской церкви. В 1947 он постригся в монашество и стал епископом Кишинёвским и Молдавским. Через год владыку перевели в Россию, где он с присущей ему энергией открывал храмы, организовал пастырские курсы, и это привело к конфликту с уполномоченным совета по делам религий. Пришлось епископу перевестись в Житомир, где он получил сан архиепископа Житомирского и Овручского.
Конечно, и там Владимир Георгиевич оставался верен себе. В своих проповедях он критиковал усиливавшуюся антирелигиозную кампанию. И в 1958 году за критическую статью в западном журнале о варварском закрытии церквей в СССР автора отправили на покой в Кишинев.
Владыка умер 6 декабря 1963 года. До самой смерти он жил в городе, где родился и получил духовную силу, под домашним арестом.
Автор: Владимир ТАРНАКИН, Татьяна СОЛОВЬЕВА
Кишиневский обозреватель, вып. № 27 от 2010-07-15
Advertisements

One thought on “Кишиневское мужское духовное училище

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s