Aлла Николаевна Баянова – румынская и российская эстрадная певица

Избранница судьбы
На днях в прессе появилось сообщение: в одну из московских клиник с сердечным приступом госпитализирована наша легендарная землячка – 95-летняя Алла Баянова. Врачи состояние певицы оценивают как очень тяжелое. По словам медиков, они делают все возможное, чтобы продлить жизнь знаменитой пациентке.
*Чудо-ребенок
Алла Левицкая родилась 18 мая 1914 года в Кишиневе. Евгения Скородинская, мать Аллы, одно время танцевала в кордебалете. Николай Левицкий, отец будущей певицы, обладая великолепным баритональным басом, учился в Риме у знаменитого Котони. Вернувшись в Бессарабию, выступал на оперной сцене Одессы, Киева, Кишинева. В 20-х годах Николай Левицкий уехал в Италию, оттуда – в Париж. Там расстался с оперным творчеством, которое не приносило ему дохода. Перешел на эстрадный жанр, став выступать в ресторане “Казбек” под сценический псевдоним – Николай Баянов. С этого шикарного заведения и началась сценическая карьера девятилетней Аллы Левицкой. Как это произошло, артистка рассказала в одном из своих интервью. Музыкальная программа в “Казбеке” включала самых известных певцов и танцоров того времени. Николай Баянов, богатырского телосложения, подготовил номер, где он выступал в роли Кудеяра – слепого старца в рубище с поводырем. Пока ему искали подходящего мальчонку, дочь предложила отцу испытать ее в этой роли. Кудеяра Алла видела много раз на сцене, и легко вошла в роль.
“Папа в одной руке держал посох, – вспоминала Алла Николаевна,- которым постукивал по блестящему полу, другая его громадная лапа лежала на моем худеньком плече. Картина была очень эффектной. Седой, как лунь, слепой богатырь и бледный заморыш- поводырь. В мертвой тишине мы прошли через ресторанный зал к оркестру. Там я помогла старику сесть на пень. Сама, примостившись у его ног, стала слушать исповедь кающегося разбойника и душегуба, который решил служить “богу и людям”. Потом отец должен был перейти на “Вечерний звон”. Не знаю, что меня дернуло, но, опередив его, я вдруг тихонько запела: “Вечерний звон, вечерний звон…” Папа подхватил песню и стал тихонько мне вторить. С трудом встал, и мы, продолжая петь, направились к выходу. Что тут началось! Все ринулись к нам, утирая глаза, женщины тискали меня и целовали, мужчины пожимали отцу руки, обнимали. Хозяин “Казбека” заявил, что другого поводыря он не хочет видеть. За наше выступление он готов платить гонорар, который назовет папа, а я настоящее “чудо-дитя”. Так началась моя артистическая карьера. Мама не хотела пускать меня на сцену, но заманчивые предложения решили дело”. Благодаря отцу, Алла сделала ставку на русском репертуаре. По всей Европе жили русские эмигранты, взыскательная и благодарная публика, для которой в основном и пели Баяновы. Алла выходила на сцену в кокошнике и сарафане. Часто аккомпанировала себе на фортепьяно.
В 13 лет восходящую звезду заметил Александр Вертинский. Он окрестил ее Аделаидой и переманил в Большой московский Эрмитаж, где выступал. “В вечер моего дебюта, – рассказывала спустя много лет Алла Николаевна, – маэстро преподнес мне большой букет длинных пунцовых роз. Часто приглашал потанцевать на пятичасовом чае в том же Эрмитаже. Ждал меня с мамой за столиком, за которым на одном стуле сидел сам, а на другом – Люся, белый бульдог с черным моноклем”. 15-летняя Алла Баянова стала работать в самых престижных ресторанах, гастролировать по Германии, Афинам, Бейруту, Палестине, Александрии, Каиру. Русские романсы, которые она исполняла вместе с отцом, пользовались неизменной популярностью.
В Бейруте Алла Баянова познакомилась с Петром и Зинаидой Лещенко, и, несмотря на выгодный контракт, предложенный ей, в 1934 году вместе с родителями перебралась в Румынию. Лещенко помог 17-летней певице устроиться в бухарестский “Павильон-Рюсс”, где оркестром руководил ее будущий муж, Жорж Ипсилати. Репертуар Баяновой разнообразен и богат, благодаря своему изысканному вкусу она каждую мелодию превращала в произведение искусства…
Выйдя замуж за румынского помещика, певица уехала к нему в имение в румынскую Молдавию и несколько лет не появлялась на публике. С приходом к власти Чаушеску второй муж попал в тюремные застенки, как и первый. Алла Николаевна опять вернулась на сцену. Стала петь в одном баре с Верой Белоусовой, второй женой Петра Лещенко (певец тоже был арестован). В 1951 году у Аллы Баяновой умер сначала отец, потом мама…
*”Сирота Кишиневская”
“Алла Николаевна, – говорит Марианна Бостан, кишиневская преподавательница испанского и французским языков, – во всех интервью сообщала публике, что у нее нет родственников. На самом деле это миф, придуманный зачем-то певицей. Алла Баянова – двоюродная сестра моей мамы Ариадны Александровны, в девичестве Сонданс. Дядя Кока (домашнее имя отца Аллы) и бабушка Женя, мать мамы, были родными братом и сестрой”.
Ариадна, мать Марианны, была дочерью одесского фабриканта. Отец, итальянец Александр Сонданс, прибыл в Одессу из Кальяри, городка в Сардинии. На отцовское наследство Александр купил макаронную фабрику и стал выпускать итальянские спагетти. Судьба свела его с Евгенией Левицкой, обворожительной девушкой из Кишинева, которая стала его женой. Тамара и Ариадна, дочери супругов Сонданс, дружили со своей двоюродной сестрой, Аллой Левицкой. Единственного ребенка Левицких природа одарила щедро – красивой внешностью, голосом, актерским талантом.
Музыке Аллочка нигде не училась, вращаясь в артистической сфере, она всему училась на лету. Особую привязанность юная певица испытывала к Ариадне. Близкую дружбу двоюродных сестер прервала романтическая история. Аристократку Ариадну Сондас полюбил сын священника Георгий Гачкевич, дочь фабриканта ответила на его чувство. Алла не терпела мезальянсов. Увидев однажды Георгия, который собирался позвонить в дверь, Алла поставленным голосом произнесла роковую фразу: “Пришел поповский сын!” Слова эти больно задели Георгия. Даже став мужем Ариадны, он недолюбливал популярную певицу-свояченицу.
После окончания Ясского университета Георгий получил работу на железнодорожной станции в Стрэшень. Когда началась война, фабрикант вместе со старшей дочерью и ее мужем, Михаилом Кречунеску, префектом Кагула, уехали в Румынию. За родственниками должен был последовать и Георгий с женой и ее матерью. Но сын священника неожиданно ушел добровольцем на фронт. Участвовал в боях под Сталинградом, где получил тяжелую контузию. Ариадна с матерью эвакуировалась под Саратов, где жена фабриканта умерла от голода.
Война разлучила сестер Сондас на 14 лет. В 1955 году бухарестские знакомые Тамары побывали в Кишиневе и на улице столкнулись с ее младшей сестрой. Преодолев трудности с получением вызова в Молдавию, Тамара приехала повидаться с Ариадной. Встреча проходила пополам с грустью по родителям, умершим в разлуке. Александр Сонданс, уехав со старшей дочерью в Румынию, переквалифицировался в адвокаты. Потеряв мать, Ариадна взяла к себе жить Елену Леонардовну, ее сестру, тетушку Аллы Баяновой. “Бабуся Лена” имела образование Сорбонны. В Кишиневе преподавала французский язык в гимназии Наталии Дадиани. Елена Леонардовна имела собственное представление о хорошем воспитании. С Марианной и Ириной, дочерьми Ариадны, наставница говорила исключительно по-французски. Учила девочек румянить щеки, после умывания выравнивать форму бровей “в ниточку”, мило кокетничать.
Тамара Кречунеску, старшая сестра Ариадны, жила в Бухаресте в доме 115 по улице Нана Попы – в одном дворе с Аллой Баяновой. Так причудливо переплелась судьба Левицких и Сонданс. В 1976 году 24-летняя Марианна приехала в Бухарест, где впервые увидела своих тетушек. К этому времени знаменитая исполнительница русских романсов записала 8 лонгплеев.
Популярность Баяновой в Бухаресте была огромной, ей аплодировали переполненные залы, ее окружали толпы поклонников и море цветов. Ее манеру исполнения русских песен отличал вулканический темперамент и врожденная артистичность. Баянова превращала романс в моноспектакль. Благодаря ее особенной манере исполнения получили широкую известность старинные русские песни: “Одуванчики”, “Луна”, “Уж запад погас”, “Колдунья”, “Молитва матери”, “Уж клен осыпался” и другие.
В Бухаресте Алла Баянова, придирчиво оглядев Марианну, сразу предупредила: обращаться к ней следует без отчества и всяких “теть” – только по имени. Все удивляло племянницу в легендарной родственнице. Алла Николаевна не покидала своей комнаты без косметики и не причесанной. Находясь дома, она одевала изысканные аксессуары, которые любила. В любой компании она всегда была в центре внимания – интересовалась политикой, следила за новиками литературы, обожала играть в карты, была азартным игроком.
Алла не раз вступала в брак, выбирая мужей среди состоятельных поклонников. Но в трудные периоды перебиралась жить у родственников. Алла Николаевна всегда жила с комфортом, но и без него не теряла присутствия духа. Эффектная внешность певицы завораживала. Но звездной исполнительницей Аллу Николаевну сделали неиссякаемое желание петь, воля и тяга к риску. Во времена Чеушеску певицу перестали приглашать на радио, студия грамзаписи “Electro-Record” приостановила выпуск ее пластинок. Двоюродная сестра Тамары, которая жила с Аллой десятилетиями в одном дворе, о получении Баяновой в 1989 году советского гражданства и переезде в Россию узнала за пару дней. Свои намерения певица всегда держала в секрете даже от самых близких людей. Какое-то время родственницы переписывались, обменивались фотографиями. Так в Кишинев попали фотографии, которые нам любезно предоставила Маринна Бостан. Снимки ей достались от мамы Ариадны.
После своего переезда в Россию Алла Николаевна ни разу не приезжала в Кишинев. Накануне 90-летия легендарной звезды русского романса Владимир Воронин через телеканал “Россия” публично пригласил легендарную землячку посетить Кишинев. Алла Николаевна приняла приглашение главы государства, заявив, что хочет отметить юбилей на родной земле. Но слова не сдержала.
В 75 лет Баянова в очередной раз начала жизнь с чистого листа. Завоевав сердца искушенной московской публики, певица стала гастролировать по просторам России. В 2004 году за выдающиеся заслуги и большой личный вклад в развитие и укрепление государства Алле Николаевне Баяновой был вручен орден Петра Великого первой степени, через три года – почетный орден Преображения. Она заслуженная и народная артистка России. На московской Площади звезд находится именная звезда Баяновой. До 90 лет наша легендарная землячка часто появлялась на российских телеканалах. В 2009 году в московском театре Оперетты прошел юбилейный вечер Аллы Баяновой, посвященный 95-летию со дня рождения. Лишних билетов было не достать. В гримерку артистку ввезли на инвалидной коляске. Но на сцену певица поднялась самостоятельно и стоя исполнила песню на французском языке. Эта избранница судьбы умудрилась перешагнуть границу двух веков, пережила мужей, многих друзей и врагов. Будто кто-то поручил ей донести легендарную культуру серебряного века до третьего тысячелетия.
Автор: Татьяна СОЛОВЬЕВА
Кишинёвский Обозреватель. – 2010. – 28 февр. – № 3.
http://www.ko.md/main/view_article.php?issue_date=2010-01-28&issue_id=1563&PHPSESSID=a14434000fb8ddcf395c804c6be8673e
Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s