Lidia Lipcovschi : cîntăreaţă de operă

ЛИПКОВСКАЯ Лидия
Оперная певица, блиставшая на мировых сценах в начале XX века. По мнению музыкальных критиков, Липковская «обладала уникальной суммой дарований: в удивительной гармонии сочетались легкий голос прозрачного, серебристого тембра, феноменальная вокальная техника, высочайшая музыкальная и артистическая культура, огромное сценическое дарование и обаятельная внешность». Ее голос донесли до нас записи на пластинках, которые были осуществлены в начале прошлого века в Петербурге и Америке: в 1980 году советская фирма грамзаписи «Мелодия» восстановила некоторые записи, в том числе и фрагмент оперы «Снегурочка» – знаменитую сцену таяния, где Липковская была неподражаема.
Родился этот «бессарабский соловей» в селе Бабино Хотинского уезда, который входил тогда в Бессарабскую губернию, в 1884 году, в семье крестьян. Уже в 16 лет Лидия выскочила замуж вопреки воле родителей и уехала с мужем в блистательный Петербург. Эта черта характера – идти своим путем вопреки общепринятому, вынесла ее на мировую сцену, но и доставила немало горьких минут. Против воли мужа, пожелавшего, чтобы малолетняя жена занималась ребеночком и хозяйством, Лидия бросает его и поступает в Петербургскую консерваторию. Она попадает к лучшему преподавателю – Н. Ирецкой, которая, поняв, какой «материал» попал ей в руки, вкладывает в ученицу все свои силы. Вокальные вольные и обязательные упражнения слушательницы консерватории Лип- ковской приводили в восторг знаменитого уже Н. Римского-Корсакова. Специалисты утверждают, что именно в это время композитор увидел в ней будущую исполнительницу персонажей его опер – Снегурочку и Марфу. Но репетировать бесконечные партитуры подающему большие надежды таланту поднадоело. Липковскаябез согласия преподавателя выходит на сцену, заменив заболевшую актрису в опере «Риголетто» Дж. Верди, где исполнила сложнейшую роль Джильды. Дебютный выход имел у публики ошеломляющий успех, пресса писала восторженные отклики, но результат получился – горьким. Ирецкая отстраняет свою любимую ученицу от занятий. Только через год состоялось примирение, при строгом запрете на подобную «самодеятельность». Так, например, преподаватель не разрешила Липковской исполнить на экзамене роль Снегурочки, на чем очень настаивал Римский- Корсаков. Затем была большая сцена Мариинки, где она поет, выступая рядом с такими корифеями русской оперной сцены, как Ф. Шаляпин, Л. Собинов. Восходящая прима исполняет самые популярные роли, в том числе и Снегурочку, и Марфу в «Царской невесте», о чем мечтал некогда композитор. Сохранились воспоминания работников Мариинского театра, которые воочию видели Липковскую в роли Снегурочки. По их признанию, в трагической сцене таяния Лидия Яковлевна поистине достигала подлинного совершенства, а ее голос проникал в самое сердце, заставляя зрителя трепетать, переживая за судьбу девушки-ледышки, которая вдруг – полюбила. В 1909 году русской диве предлагают концертное турне по Европе. Она с успехом выступает в итальянской «La Scаlа», в Лондонской «Сопуеп! Оагйеп», на подмостках Парижской оперы и в Америке. И везде публика восторженно встречает одаренную певицу. По триумфальном возвращении из-за границы певица заезжает в Кишинев, где покупает для себя скромный домик, который сохранился до наших дней. Дает здесь несколько концертов, и вновь – Петербург, Берлин, Вена, Париж…
Невозможно перечислить все оперы, в которых она с блеском выступала: «Таис», «Травиата», «Риголетто», «Царская невеста», «Майская ночь», «Севильский цирюльник», «Орфей и Эвридика», «Кармен», «Лючия де Ламмемор», «Манон» и, конечно же, – «Снегурочка». С этим репертуаром Липковская исколесив весь мир, и устав от жизни «вечного» гастролера, уединилась в 1925 году в Кишиневе. Но не оставила сцену, давая отдельные выступления в Бухаресте, других городах королевства, в том числе – бессарабских. В 1927 году ей удалось осуществить небывалое: совершить гастроли и выступить в Советском Союзе, на сцене теперь уже Ленинградского оперного театра, бывшего Мариинского. Газета «Известия» дала такой «пролетарский» отклик на ее выступление: «Ее колоратура – не виртуозное украшение, а музыкально-оформленные интонации взволнованной речи, легко преходящие в живую разговорную речь, в смех, в слезы, ее декламация – средство создания художественного образа и даже маленькой драмы, звук выразителен, красочен и в то же время не отрывается от музыкально-драматического целого». После этого турне было еще одно – не менее триумфальное по городам и весям Советского Союза, где ее полюбили и зрители и выдающиеся люди культуры новой советской формации – например, композитор Д. Шостакович. Полу¬чив травму в Париже в результате автоаварии, Лидия Яковлевна возвращается в Кишинев. Она устраивает концерты для местной публики, дает уроки молодым артистам и начинает серьезную преподавательскую деятельность. У нее учились известные впоследствии молдавские исполнители: Л. Бабич-Хынку, Т. Чебан, А. Стырча. Во время войны перебирается в Бухарест, а в 1952 г. уезжает на постоянное место жительства в Париж, к дочери. Но вскоре оказывается в Бейруте, найдя приют у одной из своих сестер. Под жарким небом этого города она и похоронена.
Несмотря на тот факт, что Л. Липковская оставила столь блистательный след в мировой исполнительской культуре, воспитала плеяду бессарабских вокалистов, она очень мало известна в анналах молдавского искусства. Несколько раз о ней тепло отзывались в печати корифеи молдавской оперной сцены – Мария Биешу и Михай Мунтян. А ведь она везде и всегда говорила с гордостью, что родилась в Бессарабии.
Корецкий, Иван. Русские имена Бессарабии. Кишинев 2011, С. 186-188.
Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s