Чтобы память не осталась бездомной

         Vă propunem un articol publicat în ziarul “Kisinevskie novosti” despre Alexei Şciusev, arhitect-academician, istoric și teoretician al artei. Ziarista Elena Roitburd scrie despre participarea renumitului arhitect la elaborarea concepţiei de dezvoltare urbană a orașului Chişinău, despre contribuția sa la proiectarea edificiilor noi şi restabilirea oraşelor din fostul imperiu sovietic distruse în timpul războiului.

         Говоря «весь мир», мы не преувеличиваем. Потому что именно Щусев стал автором проекта мавзолея на Красной площади в Москве, где и се­годня покоится тело Ленина. Можно как угодно относиться к личности человека, для увеко­вечения памяти которого пос­троен мавзолей. Однако никто не станет отрицать, что само это сооружение уже вошло в историю мировой архитектуры.
         Но Щусев не остался авто­ром одного творения. Проекты московских Казанского вокзала, Москворецкого моста, здания КГБ на площади Дзержинского (ныне Лубянской), интерьера станции метро «Комсомольская кольцевая», гостиницы «Моск­ва», храма на Куликовом поле, Троицкого собора Почаевской лавры, храма Святого Василия в Овруче, здания театра оперы и балеты имени Навои в Таш­кенте и многих, многих других сооружений, украшающих раз­ные города теперь уже бывшего Советского Союза, – все это Щу­сев. В Молдове, к сожалению, сохранились всего три здания, авторство которых принадлежит одному из самых знаменитых кишиневцев. Это оригинальный особняк в восточном стиле – дом Карчевских (на Марии, младшей сестре своего одноклассника по 2-й мужской классической гимназии Михаила Карчевского, впоследствии основавшего в Ки­шиневе реальное училище, Щу­сев был женат) на пересечении улиц Пушкина и Бернардацци (бывшей Кузнечной), их же дача в Долине Роз и церковь в селе Кугурешты Сорокского района.
         Окончивший с Большой зо­лотой медалью Санкт-Петер­бургскую академию художеств, Щусев много и плодотворно работал и в царской России, занимаясь не только проектиро­ванием новых сооружений, но и реставрацией, и в СССР. В 20-е гг. прошлого века он был руково­дителем разработки генераль­ного плана «Новая Москва», по проектам Алексея Викторовича были построены многие мону­ментальные московские, и не только, здания. А после окон­чания Великой Отечественной войны Щусев посвятил себя со­зданию проектов восстановле­ния разрушенных городов – Истры, Новгорода и других.
         Не мог он обойти внимани­ем и родной Кишинев, почти полностью стертый в дни боев с лица земли. Собственно, пер­вый план развития города Алек­сей Викторович предложил еще весной 1941 года, вскоре после того, как Бессарабия вошла в состав СССР. Но тогда по извес­тным причинам осуществить за­думанное не удалось. А в 1947 году в московской архитектурной мастерской, которой руководил академик Щусев, был разрабо­тан подробный план. Во многом именно благодаря нашему заме­чательному земляку молдавская столица приобрела в свое время славу цветка из камня.
         Основы нынешней планиров­ки города были заложены именно тогда. «После полной реконструк­ции Кишинев будет настоящим индустриальным центром, столи­цей Советской Молдавии, в кото­рой расцветут… наука, техника и искусство», – писал Щусев в ста­тье, опубликованной в одной из газет. Архитектор мечтал о том, чтобы город свободно разбегался от резко выделенного центра по окрестным холмам.
Центральным элементом должна была стать Триумфаль­ная арка. Между ней и кафед­ральным собором (колокольня тогда стояла ближе к храму, чем сейчас), на месте бывшего ба­зара, планировалась площадь с Парком Победы. По другую сто­рону от арки – трехэтажный Дом правительства, с обширными внутренними дворами и флиге­лями, охватывающими площадь с трех сторон. Главную колонна­ду украшал купол. По соседству должен был располагаться Те­атр оперы и балета. 
         Улицу Ленина (теперь буль­вар Штефана чел Маре) пред­полагалось продлить до соеди­нения с Ботаникой. От центра к Рышкановке, которая тогда еще не входила в городскую черту, расходились три «луча» – широ­ких радиальных проспекта. Они упирались в полноводный Бык, одетый в гранитную набереж­ную. Планировалось строитель­ство больших гидротехнических сооружений – Гидигичского во­дохранилища, Комсомольско­го озера, а также соединение Быка с Днестром, что позволи­ло бы построить речной порт.
         Технической стороной этих про­ектов занимался младший брат Щусева Павел, талантливый инженер. Зеленые зоны долж­ны были окружать город со всех сторон и включаться в застрой­ку. А питьевую воду предполага­лось получать из артезианских скважин. В декоре зданий ар­хитектор советовал своим мол­давским коллегам использовать национальные мотивы.
         Вблизи железнодорожного вок­зала предполагалось разместить крупный промышленный район (сегодня это сектор Чеканы), а также построить вокруг города кольцевую автодорогу, связанную с ул. Садовой (ныне Матеееича). А на Буюканском спуске Щусев хотел построить себе дом-мас­терскую, где мечтал в тишине ра­ботать на склоне лет.
         Но этой мечте осуществить­ся было не суждено. 24 мая 1949 года Алексей Викторович скончался в Москве на 76 году жизни. Далеко не в полной мере был осуществлен и разрабо­танный Щусевым план нового Кишинева. Из трех радиальных проспектов успели проложить лишь один, который до 1959 года так и назывался – «Цент­ральный луч Щусева» (сегодня – бульвар Григория Виеру).
         Если бы реализовалось все, что было задумано Алексеем Викторовичем, Кишинев был бы гармонично спроектированным городом, роскошным и уютным одновременно, без всякой пом­пезности. Увы. Как хорошо что зодчий не видит, сколько урод­ливого новодела понастроили в его родном городе нынешние хозяева-временщики, безжалос­тно разрушив его неповторимый облик! Иначе архитектор пере­вернулся бы в гробу.
         Но воспоминания о Щусеве живут не только в старых черте­жах. Улица, на которой он родил­ся, носит сегодня имя великого архитектора. Правда, наверняка далеко не каждый, кто проходит по этой улице, знает, в честь кого она названа. Хотя именно там расположен Дом-музей Щусе­ва, у которого, кстати, в нынеш­нем году тоже юбилей – 40 лет со дня основания. Но на самом деле история его гораздо длин­нее. По словам заведующей Людмилы Настас, впервые му­зей в этих стенах появился еще в 1947 году по инициативе само­го Алексея Викторовича. Тогда это был музей архитектуры и строительной техники.
         Основа нынешней экспозиции была заложена в то время – оригиналы фотографий, рисунков, чертежей, документов из личного архива передал сам Щусев. Но в 50-е годы при реформаторе Хрущеве все музеи архитектуры в стране были закрыты. И лишь в 1973-м, к столетию со дня рождения зодчего, решено было вновь открыть мемориальную квартиру.
         Скромный домик, в котором жили потомственные дворяне Щусевы, вызвал бы только усмешку у нынешних нуворишей, возводящих себе безвкусные дорогущие многоэтажные дворцы. К тому же капитально здание ремонтировалось еще в 1982 году, в 90-е подлатали крышу, а в 2006-м был сделан косметический ремонт. Но это не спасло постройку середины XIX века: в доме текла крыша, потолки, а кое-где и стены покрылись плесенью. Уникальные экспонаты оказались под угрозой исчезновения. В 2009 году была составлена смета на ремонт. В тогдашних ценах требовалось около 700 тыс. леев. Сегодня эта сумма увеличи­лась как минимум вдвое. Но таких денег ни у Национального му­зея археологии и истории, к которому относится дом-музей, ни у Министерства культуры как не было, так и нет. Хотя экспози­ция занимает всего 64 с небольшим квадратных метра, а общая площадь дома – около 100 кв. м. И неважно, что здание являет­ся памятником архитектуры и истории национального значения, включено в реестр памятников Республики Молдова и охраня­ется государством. Об этом сообщала золоченая табличка на фасаде, но когда с него начала сыпаться штукатурка, табличку заменили предупреждающими надписями: «Осторожно! Здание в аварийном состоянии!».
Но теперь, кажется, лед наконец тронулся. Похоже, нашлись неравнодушные люди, готовые позаботиться о сохранении на долгие годы и десятилетия памяти выдающегося уроженца Киши­нева. Считать такого человека своим земляком сочла бы за честь любая столица мира, нам же эту честь просто подарила судьба. И дело чести сделать так, чтобы память о великом зодчем не ос­талась бездомной.
Елена РОЙТБУРД


Ройтбурд, Елена. Чтобы память не осталась бездомной // Кишин. новости. – 2013. – 11 окт. – С. 11-12.
Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s