Марта Бабкина – наша неугасимая любовь

Aniversări 2017

Марта БабкинаВ 1964 г., по приглашению руководства Русского театра им. А.П. Чехова, Марта Бабкина с супругом Виктором Щербаковым приехала в Кишинев. Она вошла в театр королевой. Красивая, статная, талантливая! Её полюбили все: зрители, коллеги. Очаровательная актриса и человек. Дебютом стала роль Ренаты из драмы В. Шубарта «Час до полуночи». Я нашла кусок статьи тех времен. Там написано, что в начале 60-х годов прошлого века в Кишиневе по приглашению тогдашнего главного режиссера Русского театра появилась ослепительно красивая молодая супружеская пара – Марта Бабкина и Виктор Щербаков. По амплуа они были герой и героиня. Оба стремительно вошли не только в репертуар театра, но и в сердцах записных театралов. Надо отдать должное Игорю Сергеевичу Петровскому: он сумел собрать в те годы одну из самых ярких и талантливых актерских трупп в Советском Союзе. На протяжении целого десятилетия (с 1960 по 1970 гг.) лишний билетик на многие постановки спрашивали уже у главпочтамта. А география гастрольных поездок охватывала территорию от Риги до Владивостока и от Одессы до Мурманска. И везде «чеховцы» пользовались заслуженным успехом. Мы, тогдашние старшеклассники, не пропускали ни одной премьеры. О спектаклях в то время активно писали, говорили, спорили; они будоражили общественное сознание: в них был открытый публицистический нерв, современный сценический язык и, конечно, неповторимые, масштабные актерские индивидуальности. Марта Бабкина – «актриса крайних состояний.» Она как бы сложена «из уголков»; любая реплика, любая сцена направлены к самому высокому, форсированному уровню выражения, но не достигает этого опасного предела, сменяясь новым настроением, отмечал известный критик. Превосходные внешние данные, внутренняя подвижность, глубоко спрятанное озорство придавали ее героиням остроту характерности и женственность одновременно. Пластичная, музыкальная, с глубоким грудным голосом и ярким сценическим темпераментом она была убедительна в любом жанре и любой стилистике: от мюзикла («Благочестивая Марта» Тирсо де Молина) до трагедии («Мария Стюарт» Ф. Шиллера). Ее актерской природе была близка как немецкая классическая пьеса, так и остросовременная американская трагедия, что уж говорить о традиционной русской психологической драме или французской комедии! Диапазон ее исполнительских возможностей был безграничен, и везде актриса, будучи разной, оставалась  узнаваемой (спутать ее с какой-то другой было немыслимо).       Следует отметить, что в те годы в активе большинства актеров, кроме занятости в основном репертуаре, присутствовал непременно еще и солидный личный багаж: стихи, монологи, сценки – им всегда было с чем прийти как на юбилей к товарищу (в собственный или соседний театр), так и на шефский концерт или творческую встречу. Марта Ивановна читала со сцены Анну Ахматову и Марину Цветаеву, Веронику Тушнову и Юлию Друнину. Особенно проникновенно звучало у нее одно из любимых стихотворений – «Сережка ольховая» Евгения Евтушенко, в чем-то, может быть, программное или, лучше сказать, – сокровенное.«… И, может быть, жизнь не такая уж вещь пустяковая…» – до сих пор звучит в эмоциональной памяти эта строчка в неповторимой бабкинской мягкой интонации… Несмотря на широкую известность, Марта Ивановна никогда не вела себя «как звезда»: высокомерие, надменность, самолюбование были ей чужды, не имели к ней никакого отношения даже на пике славы. Ее всегда спасало чувство юмора, которым она щедро наделена от природы и которое обращено не только к ситуации или недостаткам других, но и к себе самой. Оно, как известно, умным людям помогает не «бронзоветь», не заноситься. Отсутствие «звездной болезни» не мешало ей тем не менее выделяться в любой толпе: незнакомым встречным всегда было видно, что перед ними актриса, благодаря присущим ей шарму, вкусу – и в одежде, и в поведении. При этом в обычной жизни она отличалась редким для людей ее круга аскетизмом: никогда не жила материальными ценностями, была «над бытом»: ведь в жизни столько по-настоящему интересного – книги, фильмы, общение! Ей претило стремление обзаводиться «нужными людьми», полезными знакомствами, подстраиваться под общепринятое у обывателей, например, погоню за дефицитом. Она давно усвоила непреложную истину: искусство продлевает бытие, а вовсе не материальные блага. Для нее слово «престиж» сопряжено не с заманчивой должностью, элитным жильем или последней маркой автомобиля, а с возможностью соприкоснуться с высоким: философским учением, выдающимся оперным спектаклем, классической музыкой. Она никому не завидует, никогда не злословит, не кривит душой. Если ей неприятен человек или информация, она просто дистанцируется, сохраняя тем самым, между прочим, душевное равновесие и неувядающую привлекательность, которая без внутренней гармонии просто недостижима.

Валентина Склярова,

завлит Государственного Русского театра им. А.П. Чехова

GE DIGITAL CAMERA

Марта Ивановна Бабкина родилась 8 марта 1932 года в городе Харькове, Украина. Окончила Киевский театральный институт им. И.К. Карпенко-Карого в 1954 году. Играла в Грозненском Республиканском Русском Драматическом театре им. М.Ю. Лермонтова. С 1964 года является актрисой Государственного Русского театра им. А.П. Чехова. Народная актриса Республики Молдова.

Bibliografie selectivă: Шорина, Лариса. Мир глазами театра. Кишинэу, 2001; Склярова, Валенитина. “Немного надо – встретиться любя…”: [despre actrița Marta Babchina] / Валентина Склярова // Молдавские ведомости. – 2012. – 30 мар.; Склярова, Валентина. “Все то же в вас очарованье”: [despre actrița Marta Babchina] / Валентина Склярова // Teatru. – 2012 – Nr. 9. – P. 35-37; http://www.moldovenii.md/ru/people/567 и др.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s